МОУСОШ №2 г.АзнакаевоСуббота, 20.04.2024, 10:45

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Публикации | Регистрация | Вход
Меню сайта

Главная » Статьи » Публикации » Байков А.В.

Как стимулировать желание учиться

Не секрет, что чаще всего школьные учителя жалуются на нежелание современных детей учиться. И в самом деле, нельзя не видеть, как по мере пребывания в школьных стенах часто гаснет природная любознательность.

Особенно это характерно для подростков. Падает интерес к школьным предметам, они пассивны и невнимательны на уроках. Не слушают и не видят того, что говорит и показывает учитель. Не желают вдумываться. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают все услышанное. Нередко такое сопротивление объясняется конкретными причинами. Так, возможно, ученик пропускал занятия из-за болезни и отстал от класса, поэтому не может понять объяснений учителя. Ему неинтересно, он быстро устает и отвлекается. Возможен и другой вариант: школьнику по какой-либо причине не нравится данный преподаватель и его манера преподавания. Но мы имеем в виду не отдельные случаи, а массовое явление. Сетования учителей на слабую учебу и недисциплинированность школьников не прекращаются, а отношения между теми и другими нередко перерастают в конфликты. Школьники часто пропускают уроки, а то и вообще стремятся уйти из школы. Уровень полученных знаний оказывается низким, в основе своей - посредственным. Педагоги нередко говорят о желании сменить профессию, объясняя такое желание не только низкой зарплатой, но и трудностью обучения современных школьников.

Что гасит любознательность?

В чем же причины такого явления? Разумеется, их немало. Поговорим о наиболее распространенных, более или менее типичных и к тому же имеющих педагогическое происхождение.

К наиболее распространенной следует отнести неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учеба - это непростой труд, требующий специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Судите сами. Усидчивость, умение читать и анализировать текст, навыки запоминания, счета и вообще математических операций, наблюдательность, твердость руки и владение письмом, аккуратность, ловкость, чувство ритма и слух, внимательность, владение достаточным запасом слов, начитанность, умение слушать и понятно говорить, терпение, настойчивость, целеустремленность, ответственность - вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. Можно с уверенностью сказать, что лишь малой частью таких качеств обладают дети при поступлении в школу. Все остальное они приобретают в ходе обучения, прежде всего, в начальной школе, а многое совершенствуется и дополняется в процессе дальнейшего обучения, вплоть до выпуска. Тем не менее основной запас необходим школьникам к моменту окончания начальной школы, и если его нет, если по каким-то причинам учителя и родители не научили и не привили детям соответствующие навыки, учение оказывается очень трудным делом.

На второе место следует поставить громадность и сложность материала, подлежащего усвоению и запоминанию. Попытка передать каждому школьнику основные знания, накопленные человечеством, утопична, бессмысленна и вредна. Об этом не раз писали известные ученые-педагоги, но содержание общего школьного образования продолжает разбухать.

Но посмотрим на эту проблему еще с другой стороны. Мы видим, что школа отвечает на вопросы, которые школьник не задавал, вталкивает в него интеллектуальный материал, который им не востребован. Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы учащихся. Попробуйте кормить ребенка, который уже наелся и больше кушать не хочет! Но ведь именно так происходит с педагогами, когда мы заставляем детей, подчас буквально из-под палки, усваивать то, что превышает их потребности и желания узнать что-либо еще! Это, безусловно, одна из серьезных причин нежелания многих детей учиться, и уже сейчас необходимо срочно искать выход из сложившегося положения.

Добавим, что обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. А между тем вокруг него кипит многоцветная, полная различных соблазнов жизнь. Среди отвлекающих школьника соблазнов на первое место давно уже вышел телевизор. В последние годы его догоняет компьютер с захватывающими многосложными играми-«стратегиями». Еще одна причина: убогость школьной жизни и самого учебного процесса. Монотонность и однообразие занятий, убранства классов, действий учителей, отсутствие быстрой смены событий и красок, ярких впечатлений и новых встреч, к тому же необходимость долгое время сидеть и почти не говорить - все это делает школьную жизнь тусклой и скучной. Детям не хватает движения и смены впечатлений. Поэтому так часто им хочется вырваться за ее стены в какие-то более увлекательные и насыщенные жизнью миры.

Не стимулирует жажду к знаниям и бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и вообще школьной жизни. Учитель с годами подбирает наиболее удобные методы и приемы работы, привыкает к их применению и незаметно для себя может превратиться в однообразно работающий автомат. На каждом уроке скучные объяснения, рассказ, фронтальный и индивидуальный опрос, сообщение домашнего задания. Неизбежный выговор неуспевающим за плохое приготовление к уроку и вообще «за безобразное отношение к учебе». (Нередко ученики не только чувствуют, но даже могут более или менее точно предсказать поведение учителя в ближайшие минуты и даже слова, которые он обязательно произнесет). Такая рутина не может не настраивать учеников против учителей и вообще против школьного учения. Школа часто сама отбивает у детей желание учиться!

А как мы, взрослые, побуждаем наших детей к учебе? Однообразно-настырная и авторитарная позиция учителей и родителей, выражающаяся лишь в понуканиях, плохо стимулирует стремление овладевать знаниями. Зачастую взрослые при этом насильственно удерживают взрослеющих сыновей или дочерей в позиции малых детей, людей неполноправных, руководимых и опекаемых. Складывается типичный взгляд на ребенка как исключительно на ученика с его ученическими обязанностями. Такое отношение воспринимается школьниками как несправедливое и неправильное и неизбежно вызывает протест.

Не будем сбрасывать со счетов и отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях, которое, несомненно, влияет на детей. Иногда оно связано с недостаточной образованностью родителей или их собственным печальным школьным опытом. Однако не последнюю роль играет низкий материальный уровень учителей. В таких условиях роль образованности как-то бледнеет, а это и отражается на престиже школы и учителей.

Как видим, причин нежелания учиться довольно много. Далеко не все из них легкоустранимы. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности.

Мотивы, которые побуждают к познанию

Трудности овладения современной культурой требуют использования в учебном процессе специальных средств и мер и прежде всего стимулирования. Как справедливо отмечал великий немецкий педагог А. Дистервег, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их. Человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности (Дистервег даже подчеркивает - самодеятельности). Хочу привести замечательные слова ученого: «Все искусство воспитания и образования не более и не менее как искусство возбуждения». Будем всегда помнить, что человек включается в любую (в том числе в учебную) деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения, который отражает наличие некоторых потребностей, которые и сможет удовлетворить эта деятельность. Даже навязанная кем-то, она все же мотивирована! Чаще всего стремлением к безопасности, желанием избежать наказания, несвободы или каких-то неприятностей. Естественно, такие мотивы побуждают не к эффективной, а скорее к формальной деятельности, позволяющей найти выход из неприятной ситуации. Вы не замечали, как наказанные за шум в классе школьники сидят тихо, но бездельничают или устраивают каверзы исподтишка?!

Отметим главное: человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. Мотив - это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности. Когда человеку вдруг захотелось что-то сделать, можно говорить о кратковременном состоянии. Если же ему хочется так делать или поступать всегда - это составная часть качества личности. И если указанное поведение будет соответствовать уровню современной духовной культуры, то в определенном смысле можно будет говорить о воспитанности такого человека.

Но вернемся к мотивации обучения. Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и взаимопротиворечащие мотивы. Например, на уроке он слушает объяснения учителя, но в то же время украдкой разглядывает красивый журнал, а то и читает увлекательную книжку, говорит о всяких веселых вещах с соседом, рисует рожицу или мечтает о чем-то. Характер и результат его познавательной деятельности зависят от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Если желание разобраться в рассматриваемых на уроке проблемах станет главным и вытеснит все остальные, школьник сосредоточится, и процесс познания пойдет успешно. Задача учителя (и весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.

С этой целью как раз и используются стимулы, то есть внешние побудители определенной деятельности. Задача стимулирования совсем не в том, чтобы некоторыми внешними мерами заставить ученика заниматься исключительно учебными делами. Нет, задача совсем другая - вызвать и усилить у школьника собственные полезные мотивы деятельности.

Но мотивы, как мы уже отмечали, отражают некоторые потребности, которые стали актуальными для человека в какой-то момент. Чтобы вызвать, подогреть и усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность. Именно на этом основано стимулирование познавательной, да и всякой иной деятельности. Если педагог не знает, что нужно детям, какие у них нужды, потребности, желания, интересы, то ему не удастся стимулировать их деятельность. Неудачный стимул пробуждает не ту потребность и ведет к неудачному (формальному) выполнению дела.

Сложно, конечно, знать все потребности отдельного ребенка. Но изучать типичные потребности школьников - общечеловеческие, возрастные, половые и другие, чтобы отобрать нужные из них для стимулирования познания, совершенно необходимо. Именно опираясь на такие потребности, можно подобрать эффективные стимулы и вызвать полезные желания и мотивы.

Переходя к конкретному рассмотрению способов стимулирования, разделим их на три группы. Первая группа - это специальные стимулы, каждый из которых ориентирован на вполне определенные потребности школьников. Вторая группа связана с лучшим удовлетворением врожденной потребности познания, которая есть у каждого ребенка, через разумную организацию обучения. Третья группа - с созданием общих благоприятных условий для протекания учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.

Среди специальных стимулов можно различить три подгруппы, в соответствии с тем, на какую категорию потребностей они опираются: общечеловеческие, возрастные или специфические потребности мальчиков и девочек.

Начнем с такого стимула, как новизна учебного материала и характера познавательной деятельности, предлагаемых учителем. Новое, до сих пор неизвестное и скрытое, может быть, даже тайное - всегда притягивают воображение и стимулируют познание. У детей наблюдается острый интерес к ранее неизвестному, если оно, конечно, как-то связано с тем, что они уже знают. Новое, абсолютно не связанное с тем, что уже знакомо детям, непонятно им. Так, если школьникам младших классов рассказывать о формулах расчета химических реакций, то никакого интереса от них ожидать не приходится, хотя этот материал и будет новым для них. Однако, не связанный с их знаниями, он не вызовет их познавательной активности. Это неудивительно, ибо основной путь познания - это соединение нового со старым.

Так, рассказывая московским школьникам о Москве, учитель может привести им поразительные факты существования громадного города под землей. Рассказ о многоэтажном и многокилометровом переплетении подземных ходов, сооружений, дорог, ручьев, рек, колодцев, коллекторов, туннелей и о подземных путешествиях поразит их воображение, покажет, как много есть неизведанного в окружающем их мире, и усилит интерес к изучению предмета «Москвоведение». Они посмотрят на давно знакомые им улицы и дома столицы новыми глазами.

Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников получше присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем.

На какую потребность опирается при этом педагог? На присущую детям природную любознательность, на желание все знать. Бессмысленно повторять на уроке давно известные детям идеи или факты без добавления чего-то нового. Тогда-то они и потеряют всякий интерес к учению. С этой точки зрения, задача учителя - всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное. Следующий стимул - практическая значимость и польза знаний для самих школьников. Действительно, смысл познания - ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места и утверждение в обществе. Практика нередко ставит человека в тупик, а познание помогает выйти из него. «Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании» (Д. Карнеги). Не случайно школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать свои жизненные проблемы. Мы при этом опираемся на их потребность активно действовать и добиваться успеха в своих действиях. Учитель должен помнить, что интересно полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков, стремясь показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для карьеры и успеха в жизни, для престижа в обществе. Конечно, это совсем не просто - на каждом занятии отыскивать то, что пригодится вашим ученикам в жизни, показывать практическую пользу знаний. Но с другой стороны, зададим себе вопрос, зачем ученику слушать и разбираться в том, что ему не нужно и никогда не пригодится? Школьников все меньше убеждают соображения о том, что им это нужно «для общего образования» или что они просто «обязаны» учиться! Особенно неубедительно звучат такие слова для подростков. Итак, обучение должно быть связано с практическими потребностями ученика. Но для этого учителю надо изучать актуальные и типичные потребности детей, прислушиваться к их просьбам и пожеланиям, наблюдать за ними, узнавать об этом от других людей. И тогда он обнаружит, что его учеников интересует очень многое. Как сделать удочку? Как найти друга? Как заслужить признание у товарищей? Как нарисовать человека, птицу, собаку? Как сделать маску для маскарада? Все эти интересы можно использовать для стимулирования обучения. Но для этого необходимо переработать учебный материал с точки зрения его нужности детям.

Противоречивость материала тоже является стимулом познавательной деятельности. Когда человек встречается с противоречием, в частности, со взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме.

Почему противоречие возбуждает познавательную активность? Это связано, на мой взгляд, с врожденным стремлением человека к гармонии, упорядоченности. Противоречие разрушает гармонию, нарушает предполагаемый и ожидаемый порядок и поэтому возбуждает стремление глубже понять ситуацию и восстановить упорядоченность. Земля прямая или шарообразная? Солнце больше Земли или меньше? Почему одни люди утверждают, что Ленин и Дзержинский - великие люди, а другие - что они злодеи? Кто же прав? Равномерное распределение средств производства и богатств между всеми людьми справедливо и полезно для человечества или недопустимо и вредно?

Учитель всегда может найти те или иные парадоксы и противоречия в учебном материале, а также использовать противоречия между научными и житейскими толкованиями явлений природы и общества, между новыми знаниями и старым опытом учащихся, между новыми познавательными задачами и старым уровнем умений, между достигнутым уровнем знаний и неумением применять их, между новыми сведениями и знаниями и наличным уровнем мировоззрения учащихся. Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, вовлекать школьников в их обсуждение и побуждать к их разрешению.

Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Однако в последние десятилетия у нас не утихают споры о том, нужна ли оценка, должна ли она точно отражать успехи ученика или слабо успевающему школьнику лучше не показывать реальный уровень его учения. Особенно почему-то некоторые теоретики педагогики ополчились против отметки. Они считают, что если и есть смысл оценивать успешность познания словесно, то ставить какой-либо знак такой оценки, например, цифру, показывающую уровень успешности, нельзя. Именно это, считают они, больно ранит слабо успевающих детей и отбивает у них желание учиться.

Такие рассуждения представляются недостаточно обоснованными. Прежде всего остановимся на необходимости самой оценки, показывающей уровень успешности овладения знаниями. Любой человек, занятый делом, заинтересован узнать, насколько успешно он действует. Без такой обратной связи не может быть эффективной деятельности. Это относится и к детям. У них тоже есть потребность посмотреть на свою работу со стороны, сравнить свои успехи с успехами одноклассников. Каждому из них хочется учиться хорошо (даже если кто-то и не признается в этом), все они чувствуют и знают престижность высокого уровня учения в глазах окружающих.

Что же касается отметки, то ее роль чисто техническая: она проявляет, обнаруживает, фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого-либо другого знака. Никому в голову не приходит протестовать против отличных оценок, пятерок в дневниках школьников, никто не говорит, что такие отметки отбивают желание учиться. Они усиливают желание ученика заниматься учебной деятельностью, поскольку повышают его престиж среди окружающих людей (в том числе и школьных товарищей) и самоуважение. Значит, дело не в отметках.

Конечно, расхождение между мечтой быть сильным учеником и реальностью, которую обнаруживает оценка, задевает ребенка. Но влияние этого факта может быть двояким. Либо полученная отметка стимулирует ученика на более упорное и успешное овладение знаниями. Либо, если невысокая оценка повторяется и приводит к каким-то санкциям родителей, учителей, насмешкам товарищей, отбивает желание учиться. Но тогда дело совсем не в оценке, а в том, как она подается, как используется, какая деятельность и какие отношения вокруг этой оценки и этого ученика складываются. Когда по поводу низких оценок вокруг неуспевающего школьника устраиваются настоящие каннибальские пляски с выкриками, запугиванием, оскорблениями и угрозами в адрес его и его родителей, тогда и получается закономерный результат - у него отбивают всяческое желание учиться. Оценка должна быть справедливой, целесообразной и уместной. Нельзя обрушивать на детей сплошной водопад двоек, угроз и мрачных предсказаний и в то же время ждать, что они станут лучше учиться.

Нельзя и преувеличивать роль оценок. Они не могут заменить собой все остальные стимулы. Если урок скучный, объяснение слабое или непонятное, если учебный процесс организован неразумно, в классе постоянный шум и беспорядок, если дети неимоверно перегружены бестолковой деятельностью, устали, запуганы и задерганы авторитарными учителями, то нормализовать учение одними оценками невозможно. В то же время при целесообразной организации учебного процесса оценки оказываются действенным стимулом познавательной деятельности. Особенно благоприятно действуют на школьников собственные успехи, которые укрепляют их веру в собственные силы и возможности. Возникает желание продолжать начатые дела, преодолевать еще большие трудности. Ситуация успеха - наиболее эффективный стимул познавательной деятельности. С этой точки зрения, даже если фактические успехи того или иного школьника пока еще не очень значительны, было бы полезнее ставить ему более высокие оценки для стимулирования познания. Правда, тогда возникает явное противоречие: не совсем адекватная выполненной работе более высокая оценка должна укрепить желание учиться и преодолевать трудности, однако ее несоответствие фактическому уровню сделанного может создать у окружающих учеников, да и у данного школьника, ощущение натяжек, лицемерия, несправедливости и привести к обратным результатам.

Как же преодолеть такое противоречие? Здесь возможны, на мой взгляд, такие решения. Во-первых, максимально благожелательное отношение учителя и окружающих школьников к слабому ученику позволяет учителю ставить ему адекватную отметку с благожелательным комментарием. Во-вторых, оценка может быть незначительно завышена, если преподаватель уверен в поддержке мнения класса. Но в любом случае такие действия учителя могут быть временными, редкими, если не исключительными, в то время как безусловно должны преобладать оценки совершенно адекватные. Правильный выход из указанного противоречия требует некоторого мастерства преподавателя и знания им детской психологии.

И наконец, еще один очень важный и пока еще недооцененный стимул - использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия. Это известное средство побуждения детей к познавательной деятельности в школе. Нередко отмечают, что дети любят играть, но игра - это несерьезная, легкая деятельность, являющаяся лишь подражанием серьезной деятельности взрослых, хотя при правильной организации она дает детям умения и другие качества, полезные для их будущей жизни. Я полагаю, что игра - это деятельность с воображаемыми объектами. У детей часто нет возможности заниматься желаемыми делами из-за недостатка опыта, знаний, сил, средств и возможностей. Ребенок не может вести настоящий самолет или ракету, не в состоянии строить настоящий дом или ловить преступников. А вот играть в такие дела он может, поскольку для такой замещающей «деятельности» нужно только воображение.

Но именно воображение у детей и развито более всего. Материала для него достаточно: оно складывается из обрывков услышанных или прочитанных сказок, разговоров взрослых, собственных наблюдений, рассказов сверстников, различных телепередач и тому подобных источников. Воображение заменяет ребенку недостающее знание. С накоплением знаний область воображения обычно уменьшается, и человек действует преимущественно в реальном, а не в воображаемом мире.

Дети любят играть, и не только маленькие, но даже и одиннадцати-классники, правда, игры у них несколько другие. Как мы уже заметили ранее, игра для детей легка, привлекательна и полезна. Включение же продуманных с точки зрения интересов обучения игр в урок желательно по разным основаниям. Во-первых, игра увлекательна. Она снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой, сплачивает группу, сближает детей с учителем. Но самое главное в свете рассматриваемых нами проблем - она сближает изучаемые в классе вопросы с внутренним миром школьника, а значит, явно стимулирует учебную деятельность. Учитель, который часто использует на уроке элементы игры, это обычно любимый учитель, а его предмет становится любимым предметом школьников.

Когда спрашиваешь учителей, почему так мало игр используется на уроках, они обычно ссылаются на нехватку времени. Думается, что такой ответ недостаточно обоснован. Ведь для внесения элемента игры достаточно включить в урок отдельные детали воображаемых ситуаций или деятельности. Те или иные элементы формы одежды - и вот уже на уроке группа «артистов», «врачей», «бизнесменов», «судей» или «военных». А разве так трудно оформить учебную дискуссию в виде «Заседания Ученого совета» или «Защиты диссертации». Школьники обычно с радостью встречают предложенную учителем игровую ситуацию и включаются в нее.

 

 



Источник: -
Категория: Байков А.В. | Добавил: aznakay-sch2 (21.11.2007) | Автор: Валиева Алла Валерьевна E
Просмотров: 13452 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 2
2 Konon5301  
0
у нас на вышеприведенном веб-ресурсе подобран большой набор умных статей про http://medbaz.com/pages-more-427.html - успокаивающие средства для детей.

1 aznakay-sch2  
0
Да, разумеется, рады помочь в благом деле.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

             
             
             
    Школьный турэкоклуб "Буревестник"
    ШМО учителей русского языка и литературы
    МОиН РФ

    Интернет-центр "Белем" на татарском языке
    Лучшие сайты Рунета


    Copyright © 2007 - г. Азнакаево Республики Татарстан
    Бесплатный хостинг uCoz